Как учесть покупку программы Налогоплательщик.
На компьютерные программы у фирм нет исключительных
прав. Авторские права на бухгалтерские программы типа «Налогоплательщик», «1С:Бухгалтерия» остаются
у компаний-разработчиков. Купив такую программу, фирма лишь приобретает право
ею пользоваться.
1.
Сначала надо
в справочнике завести программу Налогоплательщик стоимостью 8000 рублей
(первично) и сроком полезного использования 12 месяцев.
Стоимость программы должна быть отражена в учете на забалансовом счете.
План счетов на этот случай специального счета не предусматривает. Поэтому вы
можете создать такой счет самостоятельно, например 012 «Программы для
компьютеров, на которые у нас нет исключительных прав».
Разовый платеж при покупке компьютерных программ
следует учитывать как расходы будущих периодов. Эти расходы равномерно
списывают на затраты в течение всего срока службы программы, который компания-разработчик указывает в
договоре или в технической документации. Если же срок службы программы не
указан, то установить его может руководитель фирмы своим приказом.
Пример
В феврале ООО «Земля» приобрело право на использование компьютерной
программы за 8000 руб.
Срок использования компьютерной программы договором не ограничен. «Сатурн»
по письменному распоряжению директора собирается использовать ее в течение 1
года.
Бухгалтер «Земля» должен сделать такие
проводки
ДЕБЕТ 012
– 8000 руб. – отражена стоимость компьютерной программы (в оценке, принятой
в договоре);
ДЕБЕТ 97.09 КРЕДИТ 60.01
– 8000 руб. – отражен фиксированный разовый платеж за право использования
программы;
ДЕБЕТ 60.01 КРЕДИТ 51
– 8000 руб. – оплачена поставщику стоимость программы.
Начиная с февраля бухгалтер должен ежемесячно делать проводку:
ДЕБЕТ 91.02 КРЕДИТ 97.09
– 666 руб.67к (8000 руб. : 12 мес.) – списана часть фиксированного платежа.
Таким образом, за 11
месяцев – с февраля по декабрь – на затраты будет отнесена сумма 7333руб.34к .
(666 руб.66 ? 11 мес.). Остаток составит 666 руб.66к. руб. (8000 – 7333р.34к.). Эта сумма будет
указана в годовом балансе по строке 1210.
Обратите
внимание: затраты на обновление или обслуживание компьютерных программ нужно
списывать на текущие расходы единовременно. В нашем случае это следующая плата за обновление. Пример взят из «Бератора».
Общее количество месяцев списания составляет:
Февраль 2013 (28 - 1 + 1) / 28 + 10 (количество целых
месяцев) + Январь 2014 (31 / 31) = 1. + 10 + 1. = 12. мес.
Сумма к списанию за полный месяц (СПРАВОЧНО): 8000.00
/ 12. = 666.67 руб.
<<< ФЕВРАЛЬ 2013 г. >>>
Сумма несписанных расходов: 8000.00
Оставшийся срок списания: 12. мес.
Продолжительность списания в текущем месяце: 1. мес.
Сумма, подлежащая списанию в текущем месяце: 8000.00 /
12. * 1. = 666.67
Списываем ежемесячно. Отражаем принятие программы по
акту.